БЕЛОРУССКИЙ КИНЕМАТОГРАФ 1920 – 1930-х ГОДОВ В КИНОПЛАКАТЕ


До 10 февраля с.г. включительно в выставочном зале Музея истории белорусского кино – филиала Национального исторического музея Республики Беларусь – продлено экспонирование выставки «БЕЛОРУССКИЙ КИНЕМАТОГРАФ 1920 – 1930-х ГОДОВ В КИНОПЛАКАТЕ» с уникальным интерактивным мультимедийным приложением к ней.

За почти 95 лет существования кинопроизводства на территории Беларуси на национальной киностудии («Белгоскино» – «Советская Беларусь» – «Беларусьфильм») создано, если считать по названиям, более 550 художественных фильмов. Из них с 1926 по 1941 г. – лишь 60. Но именно этот период истории отечественного кино уникален таким важным элементом кинопроцесса как киноплакат (первоначально – «художественная афиша»).

Экспозиция выставки состоит из 35 полноформатных и полноцветных репринтов киноплакатов к белорусским фильмам 1926 – 1940 гг. и представляет особенности советского киноплаката 1920-х – 1930-х гг., его эволюцию в связи с превращением немого кино в звуковое.

Стилистика киноплакатов 1920-х гг. основана на приемах конструктивизма – популярнейшего направления художественного авангарда тех лет. В результате лучшие образцы жанра являют совершенно особый тип монтажной композиции, состоящей из фотографических изображений (кинокадров), элементов линейной графики, рисованных шрифтов и усиленной цветом напряженной сюжетности («До завтра», «В огне рожденная», «Отель «Савой», «Ненависть»).

Звук существенно меняет не только образный строй фильмов, но и подходы создателей кинорекламы. Отправной точкой для них остается кинокадр, который теперь разворачивается до масштабов листа без лишних подробностей. В 1930-х гг. художники все меньше используют элементы условности, все чаще ограничиваются перерисовыванием эффектных кинокадров, превращая свои работы в красочную реалистичную картину («Дважды рожденный», «Золотые огни»). Не удивительно, что довольно скоро здесь закрепляется композиционный штамп: решенный в цвете крупный план главного героя в центре, а вокруг вторым планом – детали, раскрывающие сюжетную канву фильма («Девушка спешит на свидание», «Моя любовь»).

В 1920 – 1930-е гг. в условиях кинобума в СССР дань киноплакату отдали многие талантливые художники-графики, дизайнеры-конструктивисты: выполняя заказы разных киностудий, можно было дать волю своей неординарной фантазии и продемонстрировать оригинально-яркую образность.
Акционерное общество «Совкино» – монополист государственного кинопроката на территории бывшего СССР – имело свои рекламные бюро в Москве и Ленинграде. Именно там работали ведущие мастера интернациональной плеяды художников-киноплакатистов, новаторские подходы и творческие достижения которых способствовали признанию советского киноплаката первой половины ХХ ст. уникальным художественным явлением мирового значения. Владимир Стенберг, Максим Литвак, Михаил Длугач, Израиль Боград, Николай Хомов, Дмитрий Буланов, Борис Зеленский и, разумеется, уроженец Витебска Михаил Векслер – киноплакаты этих художников составляют основу и данной экспозиции (среди 14 авторов представленных произведений).

Особое внимание создателям выставки хотелось бы обратить на 3 образца киноплакатного искусства на белорусском языке (к фильмам «Кастусь Калиновский», «Песня весны», «Джентельмен и петух»), которые были напечатаны довольно большими (с учетом масштабов кинопрокатной сети Беларуси тех лет) тиражами в типографиях Москвы.

Не случайно в экспозицию включены и 3 киноплаката к героико-приключенческой драме «Кастусь Калиновский»: согласно официальным планам именно он должен был стать фильмом-первенцем белорусского кино (что, кстати, подчеркнуто не только количеством, но и размером этих киноплакатов).
Ряд киноплакатов (к фильмам «Лесная быль», «Огненные годы») интересен тем, что их авторы помимо выполнения профессиональной задачи смогли выразить личностное отношение к материалу конкретного фильма.

Выставка – результат 15-летней поисковой работы сотрудников Музея истории белорусского кино в Минске (в основном, в архивах России), которые постепенно ликвидируют «белые пятна» прошлого белорусского кинематографа. Коллекция киноплакатов представлена в таком объеме впервые после 75 лет забытья. Хотя ее восстановление еще не закончено: в период, когда киноплакат был фактически главным и самым действенным (в плане кассовых сборов) средством рекламы к большинству фильмов, выпускалось по 2 или 3, а иногда и более разнообразных киноплакатов и фотоафиш.
Главной особенностью данной экспозиции является не только показ двух новинок – плаката к фильму «В большом городе» и полноформатного варианта плаката к картине «Первый взвод», но и презентация интерактивного мультмедийного приложения к коллекции плакатов на трех языках, которая значительно обогащает представление о предмете. С помощью этого приложения посетители могут узнать об особенностях образно-стилевого решения представленных плакатов, познакомиться с биографией их авторов, получить представление о жанрово-тематических и стилевых характеристиках фильма, к которому относится конкретный плакат, а также увидеть характерный фрагмент этого фильма и услышать оригинальную музыкальную фонограмму (мелодию или песню).

Интерактивное мультимедийное приложение создано в рамках реализации программы малых грантов Посольства США в Республике Беларусь.

Художественное оформление выставки – Ольги Мацкевич, лауреата Госпремии Республики Беларусь.


Адрес: Музей истории белорусского кино, г. Минск, ул. Свердлова, 4
Время работы: ежедневно с 11-00 до 19-00
Справки по тел. 8 017 327-10-75, 8 029 627-10-75


Цена входных билетов для посещения как выставочной, так и экранной частей проекта: 2 руб. – для детей с 6 лет, школьников и пенсионеров;
2,5 руб. – для студентов;
3,5 руб. – для взрослых.

489