Выставка "Польское изобразительное искусство второй половины XVIII - первой половины XX века". Минск


Собрание произведений польской художественной школы занимает немаловажное место в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. В его составе работы как всемирно известных, так и мало изученных мастеров живописи, скульптуры и графики второй половины XVIII–XX века. Произведения, экспонируемые на выставке, позволяют говорить о самобытности и оригинальности польского искусства этого периода.
С искусством польского классицизма второй половины XVIII века знакомят произведения Шимона Чеховича (?) (1689–1775) и Тадеуша Кунца (?) (1733–1793). Оба мастера получили художественное образование в Италии, в стенах римской Академии св. Луки. Традиции европейского классического искусства приобретают в их творчестве определенную камерность. В частности, это находит свое выражение в религиозных и аллегорических сценах – «Благовещение» (Ш. Чехович (?)) и «Минерва – покровительница науки и искусства» (Т. Кунц (?)).

Потеря независимости в результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году, поражение восстаний 1830–1831 и 1863–1864 годов и последовавшие за ними репрессии, оказали глубочайшее влияние на развитие польской культуры, которой отныне предстояло существовать в чрезвычайно трудных условиях и стать неотъемлемой частью процесса борьбы за освобождение и объединение Польши.

Гражданское восприятие исторических и современных событий придало особое звучание польскому изобразительному искусству. Художники ищут темы для своих работ в историческом прошлом, в произведениях национальной литературы.

Вероятнее всего, сюжетом для небольшого полотна «Жанровая сцена» Юзефа II Бродовского (1828–1900) стал некий литературный источник, повествующий о жизни польской шляхты, либо событие из польской истории. Все персонажи картины объединены внутренней драматургией, в этой полной эмоциональной напряженности сцене каждому из них отведена определенная роль. Этим объясняется и «театральность» поз, жестов героев. Исторической достоверности художник достигает верным знанием внешнего облика героев, точностью бытовых деталей.

Стремление рассказать о жизни и быте современников было той характерной чертой, которая прямо или опосредованно преобладала в произведениях польских художников середины – второй половины XIX века. Большой популярностью пользуется в это время пейзаж, в котором присутствуют люди, животные. Они являются неотъемлемой частью воссоздаваемой художественной картины современной жизни. Примером такого рода работ на выставке служат небольшой «Пейзаж» живописца Казимира Беньковского (1863–1918) и «Гололедица» Альфреда Веруша-Ковальского (1849–1915). Для того чтобы достигнуть наиболее полного выражения жизненности изображенного мотива, Веруш-Ковальский стремится наполнить картину движением, включает в композицию быстро несущуюся пару лошадей, запряженных в повозку.
Среди работ мастеров польской живописи рубежа XIX–ХХ века наибольший интерес в собрании музея представляет полотно «Пейзаж с мельницей» Юзефа Рапацкого (1871–1929). В пейзажном мотиве художник сумел выразить своё драматическое ощущение современной действительности – взволнованность и напряжённость в состоянии природы глубоко созвучны полному тревог и ожиданий времени.

Важную роль в польском искусстве играл жанр портрета. Если в 18 веке предпочтение отдавалось парадному портрету, главной задачей которого было подчеркнуть социальный статус модели, то в конце 18 – 19 столетии преобладает интерес к камерному портрету, к передаче внутреннего мира портретируемого. На выставке это «Портрет Урсулы Мнишек» Констанция Александровича и «Портрет Бенедикты Антонины Софии Барбары Оссолиньской» неизвестного живописца, а также «Портрет З.И. Дивовой» Ксаверия Яна Каневского. «Портрету неизвестной» кисти Болеслава Яна Чедековского (1885–1969) присуща некоторая рафинированность, характерная для искусства Ар Нуво. Главной доминантой живописного решения является здесь сочетание розовых и жемчужно-серебристых тонов.

Собрание польской графики в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь включает репродукционную гравюру, авторский эстамп и оригинальную графику мастеров XIX – первой половины ХХ столетия.
Творчество Франтишека Костецкого (первая половина XIX века) теснейшим образом связано со Школьным Литографическим Институтом в Варшаве. Именно в литографской мастерской этого Института была осуществлена печать альбома «Portrety kr?l?w polskich i ludzi s?awnych z opisem kr?tkim ich ?ycia» («Портреты королей польских и людей славных с кратким писанием их жизни», Warzsawa, 1829–1830), из которого происходит представленная на выставке литография «Портрет Яна Кароля Ходкевича». Мягкость литографской техники, сочность тональных отношений придают гравюре необычайную живописность.

Персонажи и события польской истории воссоздаёт и Генрих Редлих (1838/1840 (?)–1884) в гравюре «Люблинская уния 1569 года (Сигизмунд Август в Люблине)», созданной по заказу Общества изящных искусств в Вене по оригиналу знаменитого живописца Яна Матейко (1838–1893). На ней изображены участники сейма польских и литовских феодалов, проходившем в 1569 году в Люблине и принявшем Люблинскую унию – соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство – Речь Посполитую. Выполненная в технике офорта с проработкой резцом гравюра демонстрирует всё богатство тонального языка этих графических техник.

Излюбленной темой произведений живописца и графика Юлиана Фалата (1853–1929) были сцены охоты. В 1886 году по приглашению Антония V Фридриха Вильгельма Радзивилла (1833–1904) художник приехал в Несвижский замок – резиденцию князей Радзивиллов, где создал ряд живописных и графических работ, в дальнейшем украсивших отдельный кабинет в замке – «Комнату Фалата». К этой серии относятся экспонируемые на выставке «Портрет егеря» (карандаш) и «Портрет Станкевича» (акварель).
Игнатий Врублевский (1858–1953) – художник, чьё имя было незаслуженно забыто, – в основном работал как портретист. В конце 1880-х–1890-е годы им были выполнены портреты родственников – Ельских (Александра Ельского (1888), Ксаверия Павла Ельского (1894), Леона Ельского (1910?)). К их числу принадлежит и экспонируемый на выставке акварельный «Портрет Людвига Ельского» – внука родного брата деда Врублевского.
Творчество известного пейзажиста Тадеуша Нартовского (1892–1971) представлено в музейном собрании графической работой «Зимний пейзаж». В ней художник сочетает разные техники – акварель и гуашь, строя живопись на их контрасте.

Важную роль в развитии польской скульптурной школы играло медальерное искусство. Особую популярность искусство рельефа приобретает во второй половине XIX – первой четверти ХХ века.
Бронзовым барельефом известного польского писателя Юзефа Игнатия Крашевского представлено на выставке творчество Леопольда Cтейнманна (Штейнманъ) (1848–1897). Изображая видного польского общественного деятеля уже после его смерти, Стейнманн стремился не столько точно передать портретное сходство, сколько выявить сдержанно-мудрую внутреннюю силу, философскую самоуглубленность, значительность и величие этого человека. Авторству Л. Стейнманна приписывается и экспонируемый на выставке барельеф – портрет Адама Мицкевича – польского и белорусского поэта.

Портреты политика Владислава Неголевского и польского историка Казимира Яроховского представляют творчество Владислава Марцинковского (1858–1947). По всей вероятности эти барельефы входили в состав серии, представляющей видных деятелей Польши. Об этом свидетельствуют идентичность композиционного решения, сходство размеров, характера надписей, а так же близость времени их создания.
В портретных композициях Чеслава Маковского (1873–1921) запечатлены его современники – известные деятели культуры Польши конца XIX – первой четверти ХХ столетия. К их числу относится и «Портрет Михала Федеровского».

Настоящая выставка впервые представляет в таком объеме польское искусство второй половины XVIII – первой половины ХХ века из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь.

Источник: http://www.artmuseum.by/ru/vyst/tek/poland09

219