Выставка «Искусство аутсайдеров»


30 октября в Художественной галерее Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника открывается выставка, являющаяся продолжением проекта «Искусство аутсайдеров», куратором которого выступает президент «Международной гильдии живописцев» Фёдор Ястреб. Выставка будет показана в разных городах нашей республики, с целью привлечения внимания общества к людям, нуждающимся в помощи. Такими людьми могут быть не только душевнобольные, но и инвалиды, чудаки, одиночки, люди, живущие в собственном мире и не всегда в согласии с правилами общества. Результатом данного проекта явится экспозиция в московском Музее искусства аутсайдеров. Проект рассчитан также на оказание помощи нуждающимся, которая может выражаться в форме передачи материалов для работы, издания каталога, внимания со стороны, предложений и т.д.

Выставка продлится до 1 декабря 2009 г. Конт.тел.: 8 (017) 296-42-42

В ряде случаев Человеку Культурному, чтобы "принять", нужно "понять", а чтобы "понять", нужно "узнать". Искусство аутсайдеров – это монолог не для аудитории, а для самого себя, это искренность и непосредственность в отображении внутреннего мира автора, непреодолимая потребность в самовыражении при равнодушии к традициям, менталитету, техническому прогрессу и прочим атрибутам действительности, это откровения и игра «иного» сознания, в изображениях которого проявляются слабости и противоречия общепризнанного мира. Президент «Международной гильдии живописцев» Фёдор Ястреб, являющийся куратором проекта под названием «Искусство аутсайдеров», намерен данную выставку показать в разных городах нашей республики, с целью привлечения внимания общества к людям, нуждающимся в помощи. Такими людьми могут быть не только душевнобольные, но и инвалиды, чудаки, одиночки, люди, живущие в собственном мире и не всегда в согласии с правилами общества. Результатом данного проекта явится выставка в московском Музее искусства аутсайдеров. "Аутсайдер" - кто-либо, не входящий или не допущенный в определенную общность, уклад или группу... Термин "Аутсайдер Арт", первоначально призванный служить английским эквивалентом Арт Брют, впоследствии применялся и к более широкому спектру работ, включающему помимо Арт Брют также некоторые произведения категории "Новый вымысел". Для рабочего определения Искусства аутсайдеров характерна меньшая категоричность требований, предъявляемых к отбираемым произведениям, большая ориентация на изменения, произошедшие за последние полвека в социо-культурной среде. Оно распространяется на творческие работы - живопись, графику, скульптуру, инсталляции и различные конструкции, выполненные людьми, не получившими подготовку в области искусства и создающими произведения искусства безотносительно к признанию со стороны художественного мира, рыночной ценности и определениям. Арт Брют (Art Brut) - термин, введенный Дюбюффе в 1945 г. Арт Брют рассматривается как изобразительное творчество в наиболее чистом своем проявлении - спонтанный психический выплеск из глубин разума и сознания, запечатленный на бумаге или воплощенный в материале. Достижима ли полная откровенность в художественном творчестве? Может ли человек, которому дарована способность творить, скрывать этот дар от себя и окружающих на протяжении многих лет? Всегда ли мы способны разглядеть и признать этот дар? Кого следует называть истинным художником? Все эти вопросы возникают при знакомстве с произведениями людей, чье право на признание подвержено серьезному сомнению, чьи творения были обречены на отторжение и насмешку. Аномальные психофизические состояния, отсутствие кастовых привилегий, изоляция от общества образом жизни либо душевной болезнью создали предпосылки для индивидуального самовыражения, наиболее интуитивного и изобретательного, наиболее свободного и искреннего. Многим ныне живущим художникам-аутсайдерам становится крайне сложно ограждать свой внутренний мир, являющийся единственным источником и резервом их творчества, от постоянных посягательств извне. Реакция "объекта внимания" социально-адаптированных слоев может быть совершенно различна: от страха перед визитерами до мании величия, от производства работ на заказ до уничтожения уже существующих произведений. Лишь в редких случаях человек остается равнодушным к внешним действиям, продолжая гармоничное пребывание в своей альтернативной действительности. И если подобная невосприимчивость является условием причастности к миру Аутсайдер Арт, то подлинное Искусство аутсайдеров становится почти недостижимым пределом, к которому стремятся многие, но немногим суждено его достичь

146