«Этот день мы приближали как могли»


Выставка приурочена к 80-летию со дня освобождения Лиозно от немецко-фашистских захватчиков.

Целью искусства зачастую становится необходимость сохранить в памяти, донести до потомков те события, которые никогда не должны быть забыты. Эти события могут быть и радостными, торжественными, но могут выражать боль и скорбь целого народа. Образы Великой Отечественной войны дошли до нас в рисунках и картинах художников-фронтовиков, очевидцев и участников военных действий.

Тихоненко Василий Ерофеевич родился 12 марта 1937 года в Витебске в семье рабочего. Когда началась Великая Отечественная война и над Витебском нависла угроза оккупации, отец художника Ерофей Кондратьевич вывез семью на хутор Красногоры возле деревни Сиротино, где и прошло раннее военное детство будущего художника. С того времени запомнилось многое: как мама и бабушка по ночам пекли хлеб партизанам, как днем в хату врывались немцы, требуя продукты, и как в июне 1944-го в результате Витебско-Оршанской операции пришло долгожданное освобождение.

А затем было тяжелое послевоенное детство. Но память художника постоянно вырывает из прошлого светлое:

"Я тысячу раз мысленно кланялся Герте Ефимовне Богорад, молодой учительнице русского языка и литературы. Она заметила, что я люблю рисовать и отвела меня в изокружок Дома пионеров".

Здесь судьба свела молодого Василия с прекрасным живописцем и педагогом Валентином Константиновичем Дежицем. А затем было Минское художественное училище им. А. Глебова (1955-1960). В 1966 году принят в Союз художников СССР. С 1967 по 2000 гг. художник Василий Тихоненко работает в Витебских художественно-производственных мастерских, с 1967 по 1969 гг. их возглавляет. В художественных выставках участвует с 1957 года. Участник Всесоюзных, областных, и республиканских художественных выставок.

Работает в разных жанрах станковой живописи. В произведениях, посвященных войне, Василий Тихоненко изображает сопротивление опосредованно, через мирные, хоть и вызванные экстремальными условиями, сценки жизни. Эти сценки, словно центры кристаллизации в огненном хаосе, являются средоточием добра и надежды на возвращение светлых дней. Найденный однажды прием утвердился в творческом методе Василия Тихоненко подспудно, на основе того детского восприятия войны как самой большой несуразности на свете.

В творческом активе В.Е. Тихоненко несколько крупных произведений монументального искусства. Но картина, как особая образно-пластическая структура, требующая от художника особой моральной ответственности, а не только умения сочинять композицию, владеть тайнами цветомузыки и рисунка, стала его любовью навсегда. Многофигурные полотна, представленные на выставке, были созданы в разное время и не потеряли своего художественного значения сегодня. Режиссура этих работ такова, что каждый персонаж, каждая деталь, каждый фрагмент пейзажа или интерьера представляют не столько развитие сюжетно-повествовательных мотивов, сколько тщательно разработанные психологические оттенки настроений и размышлений персонажей.

Темы, и это отличительный признак художника – реалиста, подсказывает сама жизнь. Отсюда – наделенный особой социальной чувствительностью тонкий нерв его картин, и отражение времени в масштабах эпохи. И все это – через понимание сущего в реальной жизни человека.

Художественные произведения В.Е. Тихоненко находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фонде Белорусского Союза художников, Витебском областном краеведческом музее, во многих районных и ведомственных музеях Витебской области, частных коллекциях.

1060